04-3

Крупные и стратегически важные инвестиционные проекты 2017 года

Для Транспортного сектора

АСУ Магистраль

Проект АСУ «Магистраль» - автоматизированная система управления объектами путевой инфраструктуры отрасли железнодорожного транспорта.

В рамках проекта в 2013-2015 годы на базе НИОКР был создан опытно-промышленный образец, после успешного внедрения которого, с 2017 года производится тиражирование на всю магистральную сеть ж/д путей.

Реализованный инновационный проект АСУ «Магистраль» на пилотном участке «Астана-Курорт-Боровое» обеспечил бесперебойную работу в двух направлениях «диагностика и мониторинг» и «автоматизация ведения путевого хозяйства».

В результате внедрения проекта отметилось значительное снижение затрат на содержание ж/д путей за счет оптимизации сроков выполнения ремонтов и увеличения сроков службы путей, повышения технических скоростей движения ж/д транспорты и обеспечения необходимого уровня безопасности движения.

В частности, передача данных ускорена с 30 дней до 3 часов, штат на обслуживание вагона оптимизирован с 28-ми до 18-ти единиц, осуществлена автоматизация функций специальностей путевого хозяйства, повышена производительность труда на 30%, уменьшены затраты времени и человеко-ресурсов, а также существенное снизилось влияние человеческого фактора на внесение данных по исполнению результатов ремонтов в паспортах ж/д объектов.

АСУ «Энергодиспетчерская тяги»

Период внедрения: 2012-2015 годы.
Период сопровождения: 2013-2025 годы.

АСУ ЭДТ - это комплексная автоматизация и информационная поддержка бизнес-процессов по учёту, контролю и анализу потребления: электроэнергии и дизельного топлива в области железнодорожного транспорта.

В рамках проекта секции тепловозов и электровозов были оснащены высокоточным оборудованием учета расхода дизельного топлива и потребления электроэнергии, создана система по сбору и анализу отчетной информации в режиме реального времени.

В результате реализации проекта произошло повышение доходов заказчика посредством предоставления новых видов услуг, уменьшение расходов на 13% на дизельное топливо и на 7% на электроэнергию.

Общая модель
АСУ ЭДТ обеспечивает:
  • Измерение технологических параметров топливной аппаратуры и дизель - генератора;
  • Достоверное и точное исчисление остатка и расхода дизельного топлива за определенные периоды времени;
  • Контроль и сравнение реального расхода дизельного топлива/электроэнергии с нормативными значениями при различных режимах работы тепловоза/электровоза;
  • Косвенная диагностика топливной аппаратуры тепловозов на основе данных расхода топлива при различных режимах работы;
  • Анализ работы тепловоза/электровоза за смену с выделением временных периодов:
    1. стоянки и движения;
    2. работы дизеля на холостом ходу, под нагрузкой и остановленного, характеристик движения тепловоза/электровоза в режиме тяги и выбега;
    3. пробега, средней технической скорости по участку;
    4. общего расхода топлива и электроэнергии за поездку, смену, период, по участку;
    5. местонахождения тепловоза/электровоза;
    6. визуализации информации о значениях некоторых технологических параметров топливной аппаратуры и дизель – генератора (на тепловозе);
    7. формирования электронного маршрута машиниста;
    8. межремонтных пробегов локомотивов;
    9. формирования и предоставления данных смежным системам путем информационного обмена;
  • Автоматизированный инструмент оценки уровня мастерства и дисциплины локомотивных бригад;
  • Инструмент анализа режимов и реальной загруженности каждого локомотива для принятия мер для их рационального использования на участках работы и маршрутах.

Круглосуточно функционирует call-центр для поддержания доступности системы Уровня локомотива и Уровня Центрального сервера.

В отчетном 2017 году были оказаны услуги по сбору и передачи технических параметров тепловозов в количестве 12 278,04 секции и электровозов в количестве 10 657,57 секции, услуги доступ к Центральному серверу оказывались на протяжении всего года.

В 2017 году обработано 1 024 182 электронных маршрута машиниста.

Комплексная безопасность

Интегрированная система комплексной безопасности направлена на обеспечение минимизации количества преступлений и обеспечение реализации мер противодействия экстремизму и терроризму в местах большого скопления людей. Комплексная безопасность помимо досмотрового оборудования, включает в себя: Систему охранного видеонаблюдения, Систему контроля доступом, Систему охраны периметра, Центр обеспечения безопасности, Систему оповещения и управления эвакуацией, Систему автоматизации автостоянки, Централизованную систему информирования, Систему автоматизации продажи билетов, Систему автоматических очередей и многое другое.

В Аэропортах:
  • В городе Астана - Различные зоны потенциальной угрозы: охраняемый периметр, ворота и подъездные пути (100%), входы в уязвимые помещения и зоны (100%), места парковки автотранспорта (не менее 70%), общественные зоны (не менее 60%), точки прохода (более 126) были оборудованы 430 камерами разного типа.
  • В городах Астана, Шымкент, Костанай – произведено оснащение досмотровым оборудованием: рентгено-телевизионным оборудованием, стационарными и ручными металлоискателями, детекторами частиц взрывчатых веществ и сканерами пассажиров.
На железнодорожных вокзалах:

На 16 железнодорожных вокзалах Казахстана с 1 февраля 2017 года осуществляется досмотр пассажиров, ручной клади и багажа. Пропускная способность через один комплект оборудования составляет не менее 600 человек в час.

Для международной выставки ЭКСПО-2017:
  • Централизованное управление событиями в сфере безопасности и тревогами на объектах Астана ЭКСПО-2017 и непрерывный круглосуточный видеоконтроль.
    В результате внедрения проекта с июня по август 2017 года выявлено 2100 инцидентов системы комплексной безопасности Verint SMC (Situation Management Center) по различным категориям (срабатывание подсистем безопасности, фиксация операторами МВД).
  • Автоматизация парковочных мест, наружного и подземного паркинга офиса организатора, организация въезда на отдельные объекты аккредитованного транспорта. Также данная система обеспечивает прозрачность взимания платы за парковочные места и облегчает пользование парковкой.

«СУИБ»

Система управления информационной безопасностью (СУИБ).

«СУИБ» – сервис, обеспечивающий выявление и предотвращение инцидентов информационной безопасности современными и функциональными средствами.

Система состоит из следующих подсистем: Центр тестирования защищенности средств защиты информации сетей и сервисов, Security Operations Center (Центр мониторинга информационной безопасности) – первая в РК модель цифровой безопасности на базе зрелой технологии SIEM и Центр компетенции и расследований инцидентов.

Предоставление услуг информационной безопасности значительно снизило вероятность рисков, повысило уровень защищенности информационных активов и уровень зрелости процессов информационной безопасности наших клиентов.

Республиканского значения

Проект «Астана ЭКСПО-2017»

В рамках проведения выставки, помимо проектов комплексной безопасности и системы интеллектуального освещения, были реализованы следующие проекты:

  • Базисные телекоммуникационные сервисы – обеспечивающие доступ к сети интернет и информационным услугам для посетителей и участников выставки.
  • Ряд эксплуатационных и энергетических мер, в том числе интеллектуальные счетчики, смарт-техники возобновляемых источников энергии и ресурсов в области энергоэффективности. Всего, в рамках реализации проекта было охвачено 59 зарядных станций для электромобилей и 57 энергообъектов Международной специализированной выставки Астана ЭКСПО-2017.
  • Система эффективного управления инженерными системами с целью обеспечения комфортной климатической среды в павильонах выставки. За счет использования данной системы было достигнуто сокращение затрат на электроэнергию, вентиляцию, отопление и обслуживающий персонал до 30%.
Астана ЭКСПО-2017

Интегрированная система комплексной безопасности направлена на обеспечение минимизации количества преступлений и обеспечение реализации мер противодействия экстремизму и терроризму в местах большого скопления людей. Комплексная безопасность помимо досмотрового оборудования, включает в себя: Систему охранного видеонаблюдения, Систему контроля доступом, Систему охраны периметра, Центр обеспечения безопасности, Систему оповещения и управления эвакуацией, Систему автоматизации автостоянки, Централизованную систему информирования, Систему автоматизации продажи билетов, Систему автоматических очередей и многое другое.

  • Централизованное управление событиями в сфере безопасности и тревогами на объектах Астана ЭКСПО-2017 и непрерывный круглосуточный видеоконтроль.
  • В результате внедрения проекта с июня по август 2017 года выявлено 2100 инцидентов системы комплексной безопасности Verint SMC (Situation Management Center) по различным категориям (срабатывание подсистем безопасности, фиксация операторами МВД).
  • Автоматизация парковочных мест, наружного и подземного паркинга офиса организатора, организация въезда на отдельные объекты аккредитованного транспорта. Также данная система обеспечивает прозрачность взимания платы.
Цель:

Обеспечение бесперебойной поставки, монтажа, пуско-наладки для дальнейшей эксплуатации систем.

Охват:

Территория Астана ЭКСПО – 2017
Срок исполнения – 2017 год

«Цифровой рудник»

«Цифровой рудник» для АО «КазАтомПром» - это комплексная система поддержки производства класса MES (система управления производственными процессами) для обеспечения полного цикла автоматизации основных производственных процессов в отрасли недропользования.

В рамках проекта была произведена серия организационно-технических мероприятий, направленных на внедрение и эксплуатацию автоматизированной системы управления производственными процессами недропользования.

В результате проекта повысились производственные показатели KSU: время проведения диагностики РВР сократилось с 14 дней до 2 дней, снижение производительности сократилось в 3 раза, улучшение использования мощностей составила 20%, бумажная работа сократилась до 80%, сокращение потери информации произошло на 55%, время на сбор оперативной информации сократилось до 90%, снизился простой и оптимизировались ремонтные работы.

SMART – проекты

Smart city - Умный город

«Smart-city - Умный город» - это комплекс инновационных проектов, направленных на развитие и повышение уровня жизни населения с использованием информационных и коммуникационных технологий, решающих критически важные компоненты городских служб и инфраструктуры более действенными методами.

В рамках пилота, в одном из районов г. Астаны были внедрены следующие проекты:

  • «СКОЖ «безопасный город» – В результате внедрения комплексной безопасности жизни населения, зафиксировано значительное уменьшение количества нарушений, происшествий и порчи имущества.
  • «Smart-Уличное освещение». В результате внедрения системы интеллектуального освещения, зафиксирована экономия электроэнергии до 48% и экономия эксплуатационных расходов до 40%.

Также, данная технология была внедрена на территории международной выставки ЭКСПО-2017, для световых постов, количеством свыше 1000 единиц.

  • «Smart-Образование» – В результате внедрения системы развития образованности общества и повышения культуры взаимодействия родителей, учеников и работников сферы образования, зафиксирована экономия на 300 тыс. чел/часов в год, повысилась оперативность и эффективность мониторинга образования.
  • «Smart-Телеметрия» - В результате внедрения автоматизированной системы учета, произошло снижение стоимости услуг телеметрии за счет сокращения оборудования (ретрансляторов, базовых станций), программных обеспечений, обслуживающего персонала, затрат на связь.
  • «Smart-ЖКХ» – Внедрение интеллектуальных систем учета и мониторинга позволило на 80% снизить потери от аварийных ситуаций, утечек электроэнергии или тепловой энергии, либо их несанкционированного отбора.

Другие проекты

АПК ВОЛС

Период внедрения: 2013 - 2017 годы

Переход на волоконно-оптические линии (ВОЛС) знаменует новый этап инфокоммуникационного прогресса государства и позволяет значительно продвинуть ИКТ-индустрию.

Пропускная способность, скорость передачи данных, надежность и информационная безопасность ВОЛС несравнимы с аналогичными свойствами медных или радиорелейных систем связи.

Общая модель

Также для качественной и безотказной работы внедряемых АО «НК «ҚТЖ»» (таких, как SAP, АСУ ДКР, IP TC, TETRA, СИРДП и др.) требуется опорная высокоскоростная оптическая транспортная сеть, что только подкрепляет в необходимости расширения существующей оптоволоконной сети.

Цель:
  • развитие местной кабельной инфраструктуры на станциях;
  • расширение спектра предоставляемых услуг;
  • увеличение доходов от основной деятельности;
  • создание единой информационной сети АО «НК «ҚТЖ»;
  • повышение конкурентоспособности Общества;
  • повышение надежности магистральной сети за счет создания кольцевых схем резервирования.

Строительство участков «Последней мили» - 2017 год

Сдано 5 отделений:
  • Шымкентское 72 км;
  • Кызылординское 21 км;
  • Жамбылское 62 км;
  • Актауское 22 км;
  • Атырауское 50 км.

За 12 месяцев проведена государственная регистрация прав на недвижимое имущество на следующие участки магистральной ВОЛС:

  • Шымкент – Ленгер – 29 км;
  • Луговая – Чалдовар – 68 км;
  • Ерейментау – Айсары – 220 км;
  • Бейнеу – Каракалпакстан – 85 км;
  • Кокшетау – Кызылту – 195 км;
  • Караганда – Карагайлы – 250,7 км;
  • Павлодар – Кулунда – 143 км;
  • Актогай – Мойынты – 524 км;
  • Коксу – Текели – 77 км;
  • Астана – Атбасар – Тобол – 671,6 км;
  • Петропавловск – Исилькуль – 141 км;
  • Актобе – Озинки – 574 км;
  • Никельтау – Орск – 81,5 км;
  • Кандыагаш – Атырау – 525 км;
  • Атырау – Ганюшкино – 287,9;
  • Костанай – Золотая Сопка – 166,7 км;
  • Тобол – Житикара – 113,2 км;
  • Пресногорьковская – Зерновая – 21,9 км;
  • Оскемен – Локоть – 246,9 км;
  • Оскемен – Лениногорск – 110,4 км;
  • Оскемен – Зыряновск – 186 км;
  • Семей – Локоть – 118,7 км.

Всего на конец 2017 года – 4837,5 км.

Сроки окончания на 2017 год по позициям:
  • Строительство участков «Последней мили».
  • Регистрация, паспортизация участков ВОЛС – 31 декабря 2017 года.
  • Планируемое строительство ВОЛС 710 км.

ИТ - аутсорсинг - одна из быстро развивающихся и перспективных отраслей ИТ - рынка.

С развитием бизнеса и усилением конкуренции, бизнес все чаще отказывается от инвестиций в непрофильные направления. В том числе от самостоятельного построения и поддержания ИТ - инфраструктуры. Профессиональный ИТ - аутсорсинг позволяет оптимизировать капитальные и операционные затраты, бизнес - процессы, создает для компаний уникальные конкурентные преимущества, связанные с применением новейших подходов к развитию такой важной и во многом критичной для бизнеса части, как информационные технологии.

Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) — это комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение и обработку информации об энергетических потоках в электросетях. Задача АСКУЭ состоит в точном измерении количества потребленной или переданной энергии с учетом заданных параметров и тарифов, а также в автоматическом приведении технологических данных в удобную для анализа форму.

Задачей проекта является поддержание работоспособности системы и функционирование измерительно-вычислительного комплекса.

Сервисное обслуживание оказывается на 23 дистанциях электроснабжения АО «НК «ҚТЖ».

В работы сервисного обслуживания входят работы по каждой дистанции электроснабжения по каждой точке учета, начиная с устройств сбора/передачи данных (контроллеры, модемы, антенны и т.п.) и заканчивая передачей сообщений с центрального сервера базы данных АСКУЭ на FTP-сервер системного оператора KEGOC.